Отрывок из книги Эрвада доктора РАМИЯРА ПАРВЕЗ КАРАНДЖИЯ «Практический зороастризм», часть I. Перевод Е.Лугова.
1. Пророк Заратуштра
2. Зороастрийские источники
3. Зороастрийское влияние на другие религии
ВВЕДЕНИЕ В ЗОРОАСТРИЗМ
Эрвад Рамияр Первез Каранджия (Перевод Е.Лугова)
Зороастрийская религия — самая старая живая религия в мире. Она родилась в архаичной древности и передана нам через Пророка Заратуштру Спитама, который принадлежал системе мысли Маздаяашни.
Пророк Заратуштра родился в Восточном Иране. Он преподавал единобожие впервые в истории человечества. Заратуштра учил, что есть только один Бог — Ахура Мазда — к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность. Название Ахура Мазда означает ‘Мудрый Владыка.’ Он — мягкий, милосердный Бог, который всегда желает и готов помочь человечеству. Ахура Мазда не вмешивается в работу Законов Природы, которую он сам создал и привел в движение. Им завещано людям быть очень внимательными и всегда произрождать хорошие мысли, слова и дела.
Огонь оценён последователями Заратуштры как живое воплощение Ахура Мазды. Сам Творец изображается как свет, полный сияния. Как и Творец, огонь дает свет, сияние и жизнь. Огонь является самым близким к Богу, не только на основании его сияния, но также и из-за свойственных ему качеств. Поэтому огонь освящен и установлен в храмах огня как символ Ахура Мазды, горя постоянно. В Индии Последователи Заратуштры имеют священный огонь, непрерывно горящий в течение одной тысячи двухсот лет. Есть несколько других священных огней, горящих от 350 до 1000 лет.
Пророк Заратуштра преподавал почитание природы и всех естественных созданий. Он учил тому, что, хотя создания используются человечеством, необходимая обязанность человека заботиться о них.
Иран был цитаделью Зороастризма нескольких тысячелетий. Зороастрийская религия была государственной религией Ахаменидской и Сасанидской иранских империй. Несколько раз в истории мира, две трети мирового населения проживали в Иранской империи. После крушения последнего короля Яздегарда III, последней иранской империи в 641 н. э., верные последователи Заратуштры мигрировали из Ирана, спасаясь от религиозного преследования. Часть их направилось в Индию, которая теперь имеет приблизительно 60% из всемирного числа Последователей Заратуштры в сто сорок тысяч человек.
Последователи Заратуштры распространены на всем свете, большинство находится в Индии. Из сто сорока тысяч Зороастрийцев в мире, приблизительно 70 000 живёт в Индии, 30 000 в Иране, 20 000 в Северной Америке, 6 000 в Европе и еще 15 000 в остальном мире, главным образом в Пакистане, Гонконга, Австралии, Новая Зеландии и Дубае.
Зороастризм имеет космический характер. АША — Космический Закон, Вахишта Махан — Космическое Сознание, которое соблюдает космический закон. Воху Махан — Сознание Человечества, которое может достигнуть космического знания. Мазда — Космическая Мудрость, которая открывается, когда мы сливаемся с Космосом.
Принимая во внимание, что этическое и духовное послание Зороастризма универсально, практика, рождённая от него — прерогатива наследственных последователей религии.
Зороастрийцы полагают, что благодаря заслугам их религии, религиозных верований и обучения они выжили и произвели огромный вклад в мировую культуру во всех сферах жизни человечества. Несмотря на религиозное преследование в течение столетий, вдали от Родины.
Последователи Заратуштры любят мир и людей. Из-за их учений о самоотверженности, взаимопомощи, этического учения о хороших мыслях, словах и делах, милосердия, правосудия, их внимание к развитию и процветанию всех хороших созданий Бога, Зороастрийцы наслаждаются дружбой и принятием во всем мире. Родиться Зороастрийцем — большое счастье и награда.
Богословие и философия Зороастрийской религии основаны на двух принципиальных учениях. Первое — Единобожия, вера в только одну вечную и никем не созданную Силу во Вселенной, которая называется Ахура Мазда, кто не имеет равных или противников. Он — единственная Власть и Сознание, которые управляют целой Вселенной. Второе принципиальное Зороастрийское учение — вера в взаимодействие 2х разнонаправленных сил, или духов добра и зла — названных Спента и Ангра. Заратуштра учил людей об этих космических силах — добре и зле — управляющих движением на всех уровнях в мире.
ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ
Маздаясни — последователи Заратустры. Персы, как было завещано их пророком, признают Ахура Мазду, как Всемогущего Бога и Единого Создателя всех созданий. В Авесте, Всемогущий Создатель также известен просто как Ахура, «Владыка жизни», или как Мазда — «всезнающий, мудрейший».
Авестийский термин Маздаясни — «поклоняющийся Мазде» применяется к Зороастрийцам. Авеста называет Заратушти — «последователь Зороастра, Зороастриец». Так как Персы исповедуют религию, проповеданную Зороастром, они признают Зороастра как их пророка, и известны как Зороастрийцы. В молитвах Авесты, в разделах веры, ежедневно практикуемых, Зороастриец торжественно подтверждает: » Маздаясно Ахми, Маздаясно Заратушти» — я — Маздаясниец, Маздаясниец Заратушти». Так как Персы утверждают их веру в Ахура Мазду, как всемогущего Бога, и в Заратуштру. как их пророка, они, таким образом, известны их двойным названием: Маздаясни Заратушти.
Персы — Парси. Термин Парси исходит из слова пАарса (pArsa), которое является старо-персидской формой названия области в юго-западном Иране в древности. То же название использовалось и для жителей области. На среднеперсидском языке слово пАрсик (pArsIk) использовалось как для людей, так и для языка области Парс. Термин — пАрсик (pArsIk) стал Парси в более поздней речи. Парси (Parsi), поэтому, буквально означает: «тот, кто принадлежит к Парси».
Слово Парси, является первоначально этническим термином, и вообще применялось к людям провинции Парс. Но позже термин приобрел религиозную окраску, и также использовался для Зороастрийских жителей Парса. Согласно тексту на языке пахлави (среднеперсидском) Karnamak i Artakshir Papakan, индийский астролог обращается к королю Артахширу Сасаниду, как королю Парсов.
После крушения Империи Сасанидов и Арабского завоевания Ирана, термин Парси использовался для тех жителей Ирана, кто остался преданным вере предков, а именно Зороастризму. Термин особенно использовался для иранских Зороастрийцев, чтобы отличить их от тех иранцев, которые отвергли свою наследственную веру и приняли Ислам. Начиная с тех дней, к Парси относятся исконные жители Ирана и их потомки, исповедующие Зороастризм живущие в Иране, Индии и других странах.
Парси — Зороастриец. Первый термин — этническо-религиозный, имея в виду, и народность и религию. Однако, парси предпочитают использовать двойное название Парси-Зороастриец, чтобы указать их народность и религию.
Религия. Термин ‘религия’ может быть определен, как «божественный закон жизни». Это — закон жизни, указанный пророком. Религия передает божественное знание относительно Создателя и Духовных Существ, относительно жизни в этом мире и жизни за его пределами. Она учит, что мы должны делать в нашей жизни, и показывает человеку. как ему нужно относиться к Создателю, к себе, и к другим, в этой жизни.
Авестийское слово религия — Даена (daenA), более позднее Даен, и значит буквально знание, божественное знание, мудрость. То же самое слово в Авесте также означает ‘ совесть, восприятие, и духовный элемент (человеческой индивидуальности) ‘. Следовательно, Зороастрийская концепция «религии» — божественно вдохновленное знание, божественная мудрость, и практика этого в каждодневной жизни в этом мире.
ПРОРОК ЗАРАТУШТРА (ZARATHUSHTRA)
Термин «пророк» определен как божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель, кто приносит послание религии, показывает и переводит указания Бога, и учит людей относительно поведения в жизни в этом мире. Пророк, поэтому, является более высокой душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами и продвинутой в духовном проникновении. Слово Авесты для ‘пророка’ — ashta. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянем Язата (Yazata), то есть Божественное Существо, и во многих текстах, его упоминают сразу после Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами.
Древность. Зороастризм — самая древняя мировая религия нашей цивилизации, и её пророк, первый известный пророк в мире. Ныне сохранившиеся священные писания Авеста, не сообщают никакие точные данные, относительно времени, в котором пророк Заратуштра жил, однако, это может быть рассчитано по различным другим косвенным источникам, основанным на исторических, литературных, лингвистических, астрономических, геологических и археологических доказательствах. Существующие основные мнения ученых могут быть разделены на три группы:
(A) Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее — до н.э.): самые ранние Греческие и Римские писатели сохранили традиции относительно даты Пророка Заратуштры на основе двух отправных точек: (1) экспедиция Ксеркса (Xerxes); (2) Троянская война. Результат в каждом случае приблизительно подобен.
1) Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно в 6180 до.н.э.
2) Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до.н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его приблизительно в 6180 до н.э.
(3) Плиний Старший пишет: » имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры.
Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus — 6348 B.C.
Hemippus, Hermodorus, Theopompus — 6180 B.C.
Xanthus, Diogenes — 6480 B.C.
Herodotus — 600 B.C.
Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением. Нигде в собственно Иранской традиции не сообщается, что Пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), или что он жил 258 или 300 лет перед Александром. Напротив, все собственные источники определяют очень далекую старину Пророку, и показывают, что он появился не позже чем 6000 B. C.
Б). Большое Оледенение геологически помещено в пределах 10-го тысячелетия B.C. Если бы линейно идентифицировать те исторические события с фактами связанными с жизнью Заратуштры, и затем периодом правления королей Гайо Марета, жившего непосредственно перед Оледенением, и короля Джамшеда (Йима Блистательный), жившего в начале Оледенения, как исторически установленными, то жизнь пророка пришлась бы на 6-е тысячелетие B.C.
В). Лингвистический метод: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские) и Гатх (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление древности языка Авесты, сходится на периоде около 6-го тысячелетия B.C. Необходимо заметить, что Гатхи однозначно признются более древними, чем Ригведа.
Г). Астрономический: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка.
Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias — 6000 B.C.
S.J.Bulsara — 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala — 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G. Tilak — 4500 B.C. (На основе Филологии Вед и Гатх)
Д) Даты между 1000 B. C. и 1700 B. C.:
Некоторые ученые, под влиянием Библии, и в некоторой степени археологии находят правильными следующие даты: профессор Мэри Бойс — 1500 B.C.
K.R. Cama — от 1200 до 2300 B.C.
J.M.Unwala — 1100 -1400 B.C.
Е) Дата приблизительно 630 B. C.:
1. Текст на пахлави Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена.
2. Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама», указывает 300 лет перед Александром.
3. Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет.
4. Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на среднеперсидском.
Это — известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иранскую империю приблизительно в 330 B. C. Следовательно, согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C.
Базирующийся на вышеупомянутой хронологии некоторые Западные ученые установили предполагаемые даты как следующие:
A.V.W.Jackson — от 6600-до 700 B.C.
E.W.West — от 6600- до 700 B.C.
Основная причина для этой неточной хронологии — то, что тексты на пахлави утверждают, что мир длился в течение 12000 лет, и что пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия. Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи Сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи. Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии. Следовательно заявления » 258 лет перед Александром » и » 300 лет перед Александром » основаны на ненадежных данных.
Место рождения и период. Пророк Заратуштра родился между каменным и бронзовым веком. Он родился в Арья Веджа, около реки ВеДаитьи. Когда Арья Веджа очистилась после оледенения, её пространство покрывало всю северную часть внутренних степей современной Евразии, также Центрально-Сибирское плато и степи южного Урала.
Когда Заратуштра передавал религию, область Бактрии формировала центр Ирана, место, которое теперь является слиянием Афганистана, Узбекистана и Таджикистана.
Хотя место рождения Заратуштры спорно, и некоторые источники Пахлави размещают его на Западе Ирана (Азербайджан, Рагха) разумно предполагать его место рождения больше на Восток, в областях к северу и востоку от Каспийского моря. В тексте Авесты Вендидад (далее Vd.) 19 и Vd Bd. 20.32, 24.15 говорят, что дом отца Поурушаспы лежит на берегу реки Дареджи (ВеДаитьи) в Арья Веджа.
Согласно Ch.11.2 Bundahishna, большинство королей Каянской династии родилось здесь.
Имя и фамилия. Персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), на современном персидском и других языках, это имя принимает различных формах, но вообще Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма — Зороастр (Zoroaster), который используется в английском и других европейских языках. Имя пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения — «обладающий золотым верблюдом» и «золотая звезда». Спитама (Spitama) — название семейства Пророка, и это означает «самый белый, самый чистый». Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.
Божественное назначение. Согласно Яшна (Yasna), Главе 29, когда Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Создателю, на загрязнения и зло, происходящие на планете, Создатель обсудивший это с Божественными Существами объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это — Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного принца, в то время как согласно божественному совету средство от бед мира было — Духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение Заратуштры было подтверждено.
Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни. Отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает «обладающий серой лошадью». Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо. Это означает «молочная». Рождён он был в религиозной общине, известной как Маздаянцы ‘Mazdayasni’, которую он позже поддержал и включил в основу религии.
Заратуштра улыбался при рождении, из-за понимания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Страна была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они, поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и все такие попытки были напрасны.
Божественное Открытие. Когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного ума». Он оставался на горе в течение 10 лет, и посвятил время и энергию молитве, медитации и общению с Божественными Существами. Там он получил Божественное Посвящение и передачу Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Махана (Vohu Manah) и Сраоша (Sraosha). Ушидарена может пониматься и в аллегорическом смысле, а не как физическая гора.
Ранние трудности. В возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. В начале, Пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. Злой дух приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на Пророка. Заратуштра пропел короткую молитву Ахуна Ваирья (Ahuna Vairya), и демон убежал, объявляя свое поражение. Он чувствовал, что демоны планировали его смерть. Крайне беспомощный, Злой Дух пробовал умиротворить и покорить Пророка, предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: «Никогда не откажусь от веры — даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!»
Социальный статус Заратуштры. Нет прямых указаний в Авесте о семейной жизни Пророка. Но книги на пахлави и персидском говорят о том, что его жену звали Хавови и было у него три сына — Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехер и три дочери — Френи, Трити, Поуручисти. Также говорится, что три духовных сына пророка Заратуштры родятся в последующие времена. Хушидар, Хушидар Мах, Сошёс будут спасителями мира. В Зороастрийской традиции нет запрета на семейную жизнь, наоборот это считается важным для духовного роста. В более поздней литературе отмечается, что жена и дети пророка могут рассматриваться аллегорически, как его духовные качества.
Ученики Пророка. Наконец, провидением Ахура Мазды, Пророк Заратуштра одержал победу. Его первый ученик был его дядя Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие ученики Пророка были Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.
Пророк Заратуштра проповедовал религию во дворе короля Виштаспа. После того, как интеллектуальные обсуждения и духовные опыты короля Виштаспа привели к признанию его, как истинного пророка Ахура Мазды, Виштасп стал королем-патроном. Кроме того, члены его королевского семейства, королева Хутаоса (Кetayun), его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Пророка Заратуштры. Позже религия была принята всеми жителями Ирана.
Восхождение Пророка Заратуштры. В Авесте нет никаких указаний, прямых или косвенных, относительно кончины Пророка. Это упомянуто только в пахлави и персидской литературе. Специальный термин, используемый в пахлави для кончины Пророка — vihez i zartusht’ — восходящий. В книге Денкарт (Denkard VII, преамбула Ch. IV и V) Саддар Бундахишн (Saddar Bundahishn) говорит, что после выполнения его миссии Заратуштра ушел к прародителям рода в Арья Веджае (Airan Vej)
Поздняя персидская традиция сообщает, что Пророк был убит туранским воином Тур-бара-Туром, а пророк, в возмездии убил того, бросив в него четки. Это кажется, невероятным, поскольку Заратуштра, на основании его собственной Божественной Энергии (Khvarenangh) был настолько неукротим, что даже Злой Дух (Angra Mainyu) не был способен вредить ему. (Denkard, Vd.19, Ashi Yasht 2.20, Zamyad Yasht 80,81, Yasna 9.12,13). Таким образом, чтобы обычный смертный убил Пророка, кажется невероятным. Может иметься другая версия, которая объясняет это, поскольку согласно Бахман Яшт (Bahman Yasht) умервщление Тур-бара-Тура было необходимо для сохранения и восстановления страны.
Согласно более поздней традиции, Заратуштра скончался в возрасте 77 лет и 11 дней. День кончины Пророка известен на гуджарати, как «Зартошт но дишо»; и это празднуется в настоящее время в месяце Маха (Roz Khorshed, Mah Dae).
Письменное наследство. Величайшее богатство подаренное Заратуштрой миру были его книги в 21 томе на языке Авеста. Это было в такой древности, когда искусство чтения и письма ещё не было развито.
Арьянская историческая традиция о сочинении древних текстов Авесты записана в книге Денкард. На базе оной мы можем прояснить детали и сформулировать метод сочинения Авесты. По Денкард имелось две копии Авесты во времена Ахаменидов. После вторжения Александра Македонского, в 330 году до .н.э. тексты были утрачены. Есть данные, что часть их сгорела в Персеполисе, а часть была отослана учителю Александра Аристотелю в Грецию. Парфянский император Вологасес I (Valkhash) (51-77 н.э.) приказал собрать все имевшиеся фрагменты Авесты. Были найдены лишь небольшие части. Затем Сасанский император Артакшир Папакан (226-241 н.э.) попросил Дастура Тансара собрать Авесту и изготовить канонические копии. Эта работа была завершена под руководством Дастура Адарбада Мареспанда во время императора Шахпура II (309-379 н.э.). Авестийские тексты были воссозданы в 21 томе, названные Насками.
Ещё раз Авеста пострадала от Арабского нашествия и захвата Ирана в 641 н.э. Из 21 Наски Авесты, 20 Наск сохранялись до 9 века н.э. Сборник перевода 19 Наск на пахлави содержится в VIII и IX книгах Денкард. После 9 века большинство оригиналов Наск на Авесте и их пахлавских переводов были утрачены для мира.
Источники Авестийской письменности. Авеста — старейший из живущих иранский язык. Он превосходит по древности времена пророка Заратуштры. Несмотря на свою архаичность, ещё не было доказано наличие древнейшей письменности на языке. Он передавался устно из поколения в поколение. Делались попытки составить алфавит во время Ашканидов и Парфян 250 до н.э.- 226 н.э. Но окончательное оформление письменности произошло к середине Сасанидского периода истории Ирана. Тот алфавит, который используется в Авесте до нашего времени был утверждён Шахпуром II (309-379 н.э.). Он назван Дин Диберех (Dīn Dabireh) ⌠знание религии■.
Индо-иранские языки. Все языки индоевропейской языковой группы известные сегодня, как, славянские, германские, угро-финские, английский, италийские, индо-иранские языки (включая Авесту и Санскрит), имели общий коренной праязык, неизвестный сегодня.
Авеста — старейший язык индо-иранской группы. Не имеется другой литературы на нём, кроме текстов Авесты, поэтому язык и получил название Авеста. Слово Авеста имеет два толкования: «знание», от корня «вед» — знать, ведать и «главный текст» от «упа+ста» — установленное, утверждённое.
Тексты Авесты. Изначально они были составлены из 21 тома. Большая часть священной литературы не дожила до наших дней. Из древних работ на других языках мы знаем, что тексты были очень объёмные, и на разные темы. В Денкард говорится о соответствии 21 тома Наск и 21 слова молитвы Ахуна Ваирио, переданной Ахура Маздой Заратуштре. Эти тома были подарены им королю Гуштаспу. Сегодня сохранившиеся тексты были полностью сохранены в памяти священников и использовались в ритуалах и ежедневных молитвах. Они были составлены Заратуштрой и его ближайшими учениками.
Тексты делятся на
1. Ясна (включает Гатхи).
2. Виспарад.
3. Видевдад (Вендидад).
4. Кордех Авеста.
5. Яштс.
Первые три текста используются для чтения и молитв в Зороастрийских ритуалах. Последние два составлены из ежедневных молитв.
1.Ясна. Это слово в Авесте значит «богослужение». Важнейший из текстов, составленный из 72 глав — Хаити (Ха). Как церемониальный текст читается в ритуалах посвящённых всем духовным существам. Произносится только утром после восхода (Хаван). 17 глав Гатх высоко метафизичны, и состоят из духовных стихов записанных самим Заратуштрой.
2. Вендидид. Слово в Авесте происходит от «ви-дэво-дата» — «закон против дэвов». Вендидад разделён на 22 главы — Фрагарс. Из 21й Наск это был 19 том, иединственный, сохранённый целиком. Вендидад также имя церемонии в которой тексты зачитывают вместе с другими, сопровождая ритуалами. Церемония проводится после полуночи (Ушахин), когда злые силы природы особенно сильны.
3. Виспарад. Слово в Авесте происходит от «виспе ратаво» — владыки сезонов. Это дополнительный текст Ясны в церемонии Виспарад, проводящейся по утрам для празднования сезонных фестивалей.
4. Кордех Авеста. «Малая» Авеста. Сборник ежедневных молитв. Была составлена в IV веке н.э. великим Зороастрийским деятелем Дастуром Адарбад Махраспандом.
5. Яштс. Значит это — молитва, «яшти». Это молитвы индивидуальным духовным существам, в осносном тем, которым посвящены дни месяца Зороастрийского календаря. 23 главы составлекны по своим стилям и размерам.